ТА ЕЩЕ ИСТОРИЯ

ТА ЕЩЁ ИСТОРИЯ

 

Недавно опубликован роман журналиста, поэта и автора-исполнителя Сергея Амана «Журналюги», в котором описаны нравы «Московского комсомольца», ставшего в постсоветской истории самой популярной газетой как минимум столицы. Причём сам автор утверждает, что это не профессиональный роман, а любовная история. Ну что ж, одно другому не мешает. Однако сотворён этот странный коктейль из гораздо больших ингредиентов, чем профроман и любовная драма.

Чего стоят, например, фарсовые выкрутасы, описывающие запрещённую охоту на кита главного редактора газеты Павла Лебедева, отмеченную даже на «Эхе Москвы». Кстати, в романе газета  становится «Московским… богомольцем»! И соответственно, оказывается органом  высших духовных иерархов, а сам Лебедев — бывшим священником! Легко поверить — так правдиво всё описано.

Но тут же тебе и практически документальные страницы, повествующие о резонансном убийстве Димы Горячева, в котором легко угадывается Дмитрий Холодов. Автор даже и не скрывает, что использовал при написании этой главы книгу, изданную тем же «МК» после гибели журналиста. Но отрезвления от документалистики не ощущаешь. Даже напротив. В общем, такого хмельного напитка в нашей литературе я ещё не встречал. Но это всё ещё цветочки, украшающие этот коктейль.

Такого стройного хора, осуждающего как сам роман, так и его автора, я тоже давно не слышал. Хрестоматийный Лев Аннинский в критической статье-разборе этого произведения «Совсем другая история» намекает, что это не роман, а повесть, доросшая до романа только из желания автора. А сам автор из поколения, оказавшегося провальным – ни тебе идеалов шестидесятников, ни энергии перестроечников. А вот бывший журналист, а теперь знаменитый романист Александр Кабаков корректно высказывается, что он за всю свою газетную жизнь такой атмосферы ни в одной редакции не встречал, а уж он-то прекрасно знает.

Юморист Анатолий Трушкин тоже не увидел в произведении романа, а отметил его, как картину, собранную из мозаичных эпизодов современной жизни. Структура романа действительно необычна: каждая из пятнадцати глав посвящена разным персонажам и разному времени, в котором они существуют. События развиваются не линейно, а действительно собираются как мозаичные камешки, выстраивая в конечном счёте пёстрое, но с чёткими очертаниями полотно. И охватывает это повествование временной период с восьмидесятых годов прошлого столетия по наши дни. А это совершенно романная классика.

Впрочем, всё в этом романе неоднократно переворачивается с ног на голову и обратно – классика мешается с постэкспрессионизмом, монументализм с минимализмом, и ещё куча всяких измов догоняют друг друга. Но главное, что проглатывается книга, а это признают все её читатели от именитых литераторов до простых обывателей, залпом. В той же редакции «Московского комсомольца», куда попал один-единственный экземпляр, как мне рассказывал один из сотрудников «МК», на него «стояла очередь и из рук друг у друга рвали».

И ещё интересный момент – эту книгу «не заметили». Не заметили в «МК», где литературный обозреватель хотел написать на неё рецензию, а ему сказали, что этого делать не надо. Не заметили те же духовные наши иерархи, хотя, казалось бы, автор глумится над самым святым в их понимании и анафема ему обеспечена. Не заметили «в верхах», хотя автор смешал фамилии Путина и Ельцина при помощи всего одной буквы, прекрасно при этом понимая всю разно и равновеликость этих фигур. Но ему надо было показать, какая пропасть лежит между простым человеком и «приближённым к телу», будь этим телом коммунистический демократ Ельцин или либеральный особист Путин.

Но читатели книгу заметили: всё в большем количестве электронных магазинов она выставляется на продажу, а цена на неё всё время растёт. И это при, якобы, мизерном тираже, который никак не кончится... Похоже, это уже вопрос к издательству «Зебра», которое распространяет изданную им книгу. Но задает его пусть автор. Это не наше дело. А наше дело обратить внимание на все перипетии в романе и вокруг него и сказать: да, это та ещё история!

 

Алекс Костерев, 2014 год