РОМАН КАК ЗЕРКАЛО ВРЕМЕНИ
(The Novel as a Mirror of Time — about ''The World According to Novikoff'' by Andrei E. Gusev)
Роман московского писателя и журналиста Андрея Гусева «Мир по Новикову» (“The World According to Novikoff“) – яркое и редкое, как авторский приём, выражение современной интерпретации современной жизни.
Роман состоит из четырёх частей, которые объединены не столько персонажами, сколько временем, описанным в книге.
Время – это и есть главный действующий персонаж романа, оно определяет форму повествования.
Это время, которое называли «лихие девяностые», это время «перестройки»: время самых динамичных, непонятных, пугающих пертурбаций в стране.
Хаос после взрыва.
Такой же непонятный, перебаламученный, с бардаком в голове и в жизни, главный герой романа Виктор Новиков.
Он считает себя художником, но работает кем угодно: медбратом, шабашником, архитектором, газетчиком и едва не состоявшимся политиком.
После развала СССР, получив неожиданную свободу, он, ошибаясь, рефлексируя, посмеиваясь, начинает лихорадочно и суетливо строить свой мир, пока его снова уже новая власть не втиснула в удушливый багажник своей государственной машины.
Художник Новиков всё время хаотично мечется по стране на своей машине, которую ласково зовёт «старушка». Сталкивается с другими хаотично перемещающимися частицами: женой, друзьями, незнакомыми людьми, политиками.
В этом динамичном повествовании находится место и для больших событий, и для маленьких людей, и для всякой живности, живущей рядом с людьми.
Книга Андрея Гусева напрочь лишена примет и форм классического романа. Сюжетная линия, художественность бытописания принесены в жертву событиям и фактам, которые автор, как из мешка вываливает на читателя, не давая ему опомниться, переварить, осмыслить информацию.
Кому-то роман покажется излишне прямолинейным и жестким.
Даже женская партия не вносит в повествование лирических ноток.
Но, именно такой была жизнь всех россиян в начале 90-х годов. Авантюрно-оптимистическая, узконаправленная на извлечение финансовой выгоды во всём. Инженеры, учителя, домохозяйки в одночасье стали: «челноками», бизнес-леди и мерчендайзерами.
Повествование романа «Мир по Новикову» – чередование хаотичного движения и остановок. Отчего роман перенасыщен персонажами и событиями. Роман высокой концентрации, роман сублимат.
Во второй половине романа остановок становится больше. Герой романа устаёт метаться. Он ложится на диван и начинает думать. Он думает, что это возраст, который уже перевалил за средний, заставил его остановиться.
«Наступает возраст, когда больше всего ценишь мысли. Не обязательно свои, даже преимущественно не свои, но именно мысли…»
На самом деле он останавливается потому, что интуитивно понимает, что движется неправильно, иррационально. А рядом есть два ориентира, как бакены двух цветов на реке: люди старой формации и новые люди. Они отличаются как два берега реки.
К какому причалить, перевести дух?
К директору сахарного завода, человеку советской закалки?
«Мы выпили на прощанье. В непритязательном директорском кабинете не нашлось никакой закуски, кроме засахаренной карамели, и поэтому застолье получилось скомканным, недолгим…»
Или к политику новой волны, описанному автором безжалостно-правдивыми мазками?
«На обеды, впрочем, как и на гостиницы, Толик не скупился. Создавалось впечатление, что багажник его «Мерса» сплошь загружен деньгами…
Он спокойно попивал рябиновую на коньяке в своём гостиничном номере…
Пустые бутылки занимали уже половину подоконника в его номере…»
Последняя часть книги «Сто лет со дня рождения» отличается от других частей тем, что на первый план сюжета выходит дочь главного героя Надя и террористы с Кавказа.
В этой части романа, жизнь как бы замирает, концентрируется в одном событии. Повествование становится пугающе-размеренным, как тикающие часы в спортивной сумке террориста.
Последняя часть книги – философская, но не о смысле жизни, а о смысле смерти. Где заочно спорят: террорист, готовящий смерть, и девушка, мимо которой смерть прошла, лишь слегка задев её черным плащом.
Пожалуй, это наименее интересная часть книги для тех, кто любит литературу, а не политику.
Но без этой части, роман был бы менее драматичен, так как она даёт весьма тревожные, но характерные ответы современности на извечные вопросы и добре и зле. «Тварь ли я дрожащая или право имею…»
Чем интересен роман в череде похожих произведений современников?
Самим главным героем, который строит свой мир в очень непростое время.
Герой настолько авантюрен, что попадает в самые невероятные истории.
Такой же сумбурно-авантюрный и сам роман, что в полной мере отражает жизнь страны того времени и отдельного человека.
Есть ли будущее у романа Андрея Гусева «Мир по Новикову»?
Покажет время.
Анна Лучина (Ann Luchina),
член Союза писателей России